Сердце, отдающие детям. К 100-летию системы дополнительного образования детей

В канун Нового года в Региональном центре дополнительного образования детей состоялось большое областное мероприятие, посвященное 100-летию системы дополнительного образования детей. Мы предлагаем вам вспомнить не только эту встречу людей, работавших в дополнительном образовании области, но и самые главные вехи становления и развития дополнительного образования Вологодчины.

2018 год для дополнительного образования детей в России особый – юбилейный. Государственной системе дополнительного образования в России исполнилось 100 лет! Это праздник многих поколений детей, которые благодаря занятиям в кружках, домах пионеров, дворцах творчества, станциях юннатов и юных техников, спортивных секциях смогли сделать свой выбор, определиться со своей будущей профессией. И, конечно, это праздник педагогов, которые заинтересовали мальчишек и девчонок творчеством, спортом, изобретательством, наукой, искусством и многие годы ходили с ними в походы, строили модели самолетов и кораблей, разучивали песни и танцы, помогали найти себя в этом большом и сложном мире.

Современная система дополнительного образования сформировалась в нашей стране из уникальных форм внешкольной работы. Большое внимание внешкольному воспитанию в России стали уделять еще в конце XIX века. В начале XX века - в 1917 году в Народном комиссариате просвещения был создан отдел внешкольного образования, а в 1918 году в Москве, в Сокольниках, появилось первое государственное внешкольное учреждение – Станция юных любителей природы. Создание станции юных натуралистов и стало точкой отсчета в богатой на события истории внешкольного (дополнительного) образования детей.

Весь 2018 год в России прошел под знаком этого большого юбилея. Множество мероприятий в системе дополнительного образования, посвященных 100-летнему юбилею, было организовано и в Вологодской области. Кульминацией стало торжественное мероприятие, состоявшееся 20 декабря в Региональном центре дополнительного образования детей.
Участниками мероприятия стали те, кто лично причастен к становлению и развитию системы дополнительного образования детей в Вологодской области. В зале собрались ветераны отрасли внешкольного, а ныне дополнительного образования, те, кто многие годы возглавлял, организовывал и координировал эту непростую работу, руководители и педагоги, методисты учреждений дополнительного образования детей, домов пионеров и школьников, домов детского творчества, станций юных техников, юннатов, туристов, детско-юношеских спортивных школ и те, кто принял эстафету от ветеранов и продолжает приобщать подрастающее поколение к традиционной культуре, спорту и туризму, инновациям современного мира. Встретиться, вместе вспомнить былые годы, поделиться впечатлениями о дне сегодняшнем прибыли педагоги из Вологды, Череповца, Бабушкинского, Верховажского, Вологодского, Грязовецкого, Кадуйского, Междуреченского, Нюксенского, Сокольского, Сямженского, Тотемского, Устюженского, Харовского, Череповецкого, Шекснинского районов.

В фойе Регионального центра были оформлены выставки фотографий и методических материалов по дополнительному образованию детей, подготовленные и выпущенные педагогами в разные годы, оформлены интересные фотозоны, в которых все желающие могли сфотографироваться на память у палатки и в народном интерьере. Для всех желающих проводились экскурсии по зданию Регионального центра, а перед началом торжества гости смогли принять участие в автобусной экскурсии по исторической части Вологды.

Открыли праздничное мероприятие ведущие - Алексей Минаев и Евгения Ильичева, сами работавшие в дополнительном образовании, выбравшие в качестве профессии – профессию педагога.

С приветственным словом к собравшимся обратились начальник управления реализации государственной политики в сфере общего и дополнительного образования Департамента образования области Анна Викторовна Микурова и председатель Вологодской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Светлана Вадимовна Павлушкова.

Поблагодарив всех за труд, отметив роль дополнительного образования в системе образования страны и рассказав о том, в каком направлении дальше оно будет развиваться, Анна Викторовна точно подметила одну деталь: если в других сферах конкурсы профессионального мастерства носят отраслевые названия, то в дополнительном образовании это конкурс «Сердце отдаю детям» и этим названием все сказано!

И какой же вечер, посвященный юбилейной дате, без воспоминаний, без рассказов тех, кто всю свою жизнь посвятил детям, педагогике, дополнительному образованию. Под гром аплодисментов на сцену вышла Любовь Викторовна Спиридонова, с 1983 по 2010 год курировавшая вопросы внешкольного (дополнительного образования) в Департаменте образования области. Сразу видно, что человек работал с душой, отдаваясь профессии полностью, без остатка. Вот, что Любовь Викторовна рассказала нам после окончания официальной части мероприятия:

- Я работала сначала в областном отделе образования, потом – в управлении образования, департаменте образования, но никогда не чувствовала себя чиновником, мне всегда хотелось общаться с людьми. Общаться с теми, кто работает и в дополнительном образовании, и в школах - я курировала ряд районов области. И сегодня многие, кто работал в то время, говорят, что общение очень помогало в работе. Во время выездных мероприятий педагоги делились своим опытом, знакомились с опытом коллег, и все это – во время живого общения. У нас, например, были организованы очень интересные поездки в Никольский район. Я до сих пор помню свой первый приезд в Никольск, Яшинские дни, знакомство с Музой Вячеславовной Бересневой, опыт никольчан по организации краеведческой работы. Это было незабываемо! После той поездки мы стали создавать Яшинский центр при детском доме. Это был очень интересный опыт. Жаль, что этого Центра уже нет.

Видимо, я «заболела» этим, захотелось продолжать, сделать традиционным знакомство с опытом работы разных районов области. В Тарногском районе организовали фестиваль «России малый уголок»… И что интересно: за организацию мероприятия брались ни учреждения образования, ни какие-то другие структуры, а брался конкретный человек. Так Ольга Ильинична Кормашова подняла весь район, и мы увидели, как построена работа в районе по краеведению: встречались с поэтами и писателями-тарножанами, делились опытом. Такое нельзя забыть!

Гостям праздника ведущие представили интересную презентацию по истории дополнительного образования Вологодской области, организаторы подготовили видеосюжеты о мероприятиях, которые проводились в разные годы учреждениями дополнительного образования области, сюжеты с воспоминаниями руководителей и педагогов, с рассказом о дне сегодняшнем сферы дополнительного образования. Совершим и мы небольшой экскурс в историю дополнительного образования Вологодчины.

Современная система дополнительного образования Вологодской области начала складываться в послереволюционные годы, когда страна лежала в руинах после гражданской войны и тысячи детей оказались на улице. В 1922 году, когда была создана Всесоюзная пионерская организация, в Вологодской области практически сразу формируются первые пионерские отряды: в Вологде, Великом Устюге, Грязовце, Кадникове, Никольске, Соколе, Тотьме. Одновременно возникают детские клубы, объединяющие детей с различными интересами.

Первый заведующий детским клубом Никольска Владимир Беднягин вспоминал: «Горячо, с энтузиазмом я взялся за порученное мне дело…. Работать было трудно….. Денежных средств не имели…. Приходилось изыскивать самые незначительные средства своими силами. Заключали соглашения и клеили для магазинов бумажные кульки, устраивали платные концерты и вечера для родителей и учащихся, а на вырученные деньги покупали материалы для работы кружков, флажки, знамена, горны, барабаны и другое оборудование».

Подобные детские или пионерские клубы появились в Бабаевском, Великоустюгском, Вытегорском, Шекснинском районах. Иногда они существовали на базе избы-читальни как в Белозерске или назывались Детскими домами культуры, как в Череповце и Устюжне. Наиболее активная деятельность проходила в Детском доме культуры г. Череповца, открытого в первый день 1936 года. Директором Дома была назначена педагог и художник Ангелина Анатольевна Алексеева.

Ангелина Анатольевна была яркой личностью с широким и разнообразным кругом интересов и увлечений, среди которых особое место занимала археология. Ее краеведческие отряды за сезон проходили до 800 км, одновременно с археологией занимаясь этнографией, фольклором, геологией.
Итогом этой масштабной деятельности стали сданные в музей 160 коллекций, насчитывающие более 15 тысяч предметов каменного века и средневековья. Свой последний маршрут по древнему Белоозеру Ангелина Анатольевна прошла в 1983 году. Ей было 83 года.

Предвоенное время – это период поиска наиболее эффективных форм организации внеурочной познавательной и досуговой деятельности. Со временем многочисленные детские клубы и объединения реорганизуются в дома пионеров и школьников. Это была уникальная даже по мировым меркам система и форма организации детей, где они могли заниматься художественным, техническим творчеством, спортом, туризмом, краеведением и многим другим. Кому что нравилось.

Первый Дом пионеров и школьников в области возник из пионерского клуба в Бабаевском районе в 1926 году.

В тридцатые годы дома пионеров появляются в Кирилловском, Устюженском, Шекснинском и некоторых других районах. Но основная их часть возникает в послевоенные годы. Самые последние дома пионеров появились в Тарногском и Нюксенском районах в начале 70-х годов.

Именно дома пионеров стали основными центрами по работе с детьми всех возрастов и каждый из них имел свое лицо, свою изюминку, свой стиль.

С расширением сети внешкольных учреждений и увеличением числа детских объединений появлялись специализированные профильные учреждения технической, туристской, естественнонаучной и физкультурно-спортивной направленностей.

Первыми в области были открыты профильные учреждения технической направленности: в 1933 году возникла станция юных техников в г. Вологде, а в 1936 году - в Соколе. Если в Вологде станция просуществовала недолго, то в Соколе - почти 60 лет. С начала войны на станции работали курсы по подготовке радистов-операторов и телефонистов среди допризывной молодежи. Для военно-учебных пунктов кружковцы делали макеты танков, винтовок, ручных и станковых пулеметов. После войны на станции работали авиамодельный, автомобильный, транспортный, судостроительный кружки, радиокружки и фотолаборатории.

В послевоенные годы станции юных техников появились и в Белозерске, Череповце, Грязовце. В 1957 году в Вологде была создана сначала городская, а спустя восемь лет областная станция юных техников, преемником которой стал областной центр научно-технического творчества. Кстати, одно из его последних достижений - победа в международных соревнованиях по радиосвязи на коротких волнах в 2012 году, его успехи отмечены дипломом Международного авиационно-космического салона «МАКС-2011».

Первое областное профильное учреждение - областная детская экскурсионно-туристская станция, которая координировала всю туристско-краеведческую работу в области, было создано на Вологодчине в 1944 году.
За семь десятилетий ее существования под разными названиями организованы сотни экспедиций, пройдены тысячи километров по самым глухим уголкам области, освоены перевалы Приэльбрусья и Алтая, пройдены ледники Полярного Урала и Тянь-Шаня, проложены лыжни по Кольскому полуострову, Онежскому озеру, Земле Франца-Иосифа, Ямалу.

25 лет возглавляла станцию туристов неугомонная, заводная, энергичная Милена Сергеевна Васюкова, талантливый организатор, собравшая вокруг себя замечательный коллектив. Педагоги станции выводили тысячи школьников на туристские тропы и краеведческие маршруты, открывали десятки бесплатных турбаз в исторических городах Вологодской области, отправляли команды на Всероссийские и Всесоюзные туристские слеты. В 1974 году станция заняла второе место в России на конкурсе внешкольных учреждений данного типа. Туристское движение на Вологодчине получило широкое развитие в 90-е годы. В это время открылись районные станции туристов в Грязовце, Вытегре, Тотьме, Шексне.

В 1949 году открылась областная станция юных натуралистов. История создания станции до конца не совсем понятна. Имеется лишь одна лаконичная запись в архивных документах «о переводе натуралистической станции из Петриневского района в г. Вологду». Располагалась она в помещении Вологодского кремля, в ее штате было всего два человека. Первым директором станции была Валентина Михайловна Морозова. На станции работали кружки пчеловодов, кролиководов, овощеводов. Имелся опытный участок в две сотки. Позднее возникли станции юннатов в Соколе, Череповце и Великом Устюге.

Постепенно из отдельных кружков юных натуралистов и опытников возникают новые объединения: ученические производственные бригады и школьные лесничества. Вологодские школьники экспонировали свои достижения на ВДНХ и даже на Международной выставке в Южно-Африканском союзе. Важную роль в юннатском движении сыграли школьные лесничества. К началу 80-х годов в области уже действовали 138 школьных лесничеств. Неслучайно на Всероссийском слете школьных лесничеств в 1989 году команда Вологодской области заняла I место.

В середине 60-х годов была создана областная детско-юношеская спортивная школа, которая курировала работу школьных спортивных кружков и проводила областные соревнования по лыжным гонкам, волейболу, легкой атлетике, шахматам, баскетболу. В области сформировалась сеть детско-юношеских спортивных школ, развернулась массовая физкультурно-спортивная работа, дети стали успешно выступать на межрегиональных и всероссийских соревнованиях. Среди выдающихся воспитанников спортивных школ - заслуженный мастер спорта России по легкой атлетике Надежда Ряшкина, выпускница Сокольской ДЮСШ. На играх Доброй воли в американском Сиэтле она установила мировой рекорд по спортивной ходьбе на дистанции 10 километров, который не побит до сих пор.

Сегодня выпускники детско-юношеских спортивных школ Вологодчины продолжают славные традиции своих предшественников. Воспитанница Верховажской ДЮСШ Анна Нечаевская стала бронзовым призером по лыжным гонкам в эстафете на последних зимних играх в Южной Корее. Еще один призер зимней олимпиады в Пхеньчхане в 2018 году, завоевавший две серебряные и одну бронзовую медаль Денис Спицов свои первые шаги в спорте сделал в Вожегодской детско-юношеской спортивной школе.

Успешным правопреемником областной ДЮСШ стал областной центр внешкольной спортивно-массовой работы. К традиционным видам добавились новые спортивные состязания, такие как мини-футбол, кэс-баскет, «Шиповка юных», «Серебряный мяч» и др. Вологодские школьники ежегодно участвуют в Президентских состязаниях и Президентских играх.

И даже в трудные 90-е годы прошлого века в дополнительном образовании Вологодчины кипела жизнь, именно тогда появились сразу несколько новых учреждений дополнительного образования. Наиболее ярким из них, стал детский музыкальный театр, начало которому положила хореографическая студия «Молодой балет». В 1990 году была создана Школа традиционной народной культуры, ставшая хранителем вологодских традиций, промыслов и обрядов земли Вологодской. Активная деятельность Школы привлекала внимание профессионального и педагогического сообщества России к вологодскому краю. Уже три года подряд в Вытегорском районе проводится Всероссийский детский фестиваль народной культуры «Наследники традиций».

Еще одно областное учреждение, в котором успешно развивалось сразу несколько направлений – это Центр дополнительного образования. В его стенах работала известная литературная студия «Вологда молодая». Регулярно выходили сборники стихов и прозы вологодских школьников. На всю область звенела школа танца «Вологодские узоры» - призер многих всероссийских и международных конкурсов. Большой известностью пользовалась студия керамики «Синяя птица». Успешно работали театр песни и студия изобразительного искусства «Волшебная палитра». С ребятами занимались опытные педагоги, преподаватели высших учебных заведений, писатели и поэты. Серьезное внимание в Центре уделялось детям, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Для приёмных семей и детей-сирот проводились областные творческие фестивали и мастер-классы.

Не менее известен и популярен на Вологодчине областной детский оздоровительно-образовательный центр «Лесная сказка», который располагается на живописном берегу Мологи в сосновом бору. Через этот лагерь прошли более ста тысяч мальчишек и девчонок, получивших не только полноценный и отдых, но и дополнительное образование в ремесленных мастерских, кружках, студиях и клубах по интересам. В год столетия дополнительного образования Центр отметил 30-летие.

Около двух десятков лет назад в Вологде было создано еще одно уникальное образовательное учреждение - духовно-просветительский центр «Северная Фиваида». Доброй традицией Центра стало проведение областного конкурса «Святые земли Вологодской», Димитровских и Ферапонтовских чтений, ярмарки «Истоки» и областной Рождественской елки. В Центре реализуются авторские программы «Животворящие святыни», «Звучащее слово», «Золотая нить», «Школа Дионисия», «Основы православной культуры». Одно из главных направлений работы центра – взаимодействие с семьей. На базе центра был создан семейный клуб «Вера. Надежда. Любовь», и уже много лет работает школа семейной духовной культуры.

Столько же, сколько существует «Северная Фиваида» - 18 лет - работал с детьми и подростками в самых разных направлениях Областной центр внешкольной экскурсионной работы. Центр принимал активное участие в реализации межрегионального проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Вологодские дети, в том числе из малообеспеченных семей получали возможность побывать в гостях у зимнего волшебника, познакомиться с историей, культурой Вологды, Тотьмы и Великого Устюга. При центре действовал оздоровительный лагерь «Легенда», на базе которого проходили спортивные, патриотические, культурно-развлекательные смены. Сотрудники Центра успешно решали задачи профориентации и подготовки кадров через Школы вожатого и начинающего экскурсовода.

В наши дни в Вологодской области работает четыре областных учреждения дополнительного образования: «Северная Фиваида», Школа традиционной народной культуры, «Лесная сказка» и в 2013 году появился Региональный центр дополнительного образования детей, который стал ведущим учреждением дополнительного образования Вологодского региона. Учреждение стало федеральной инновационной площадкой, региональным модельным и региональным ресурсным центром для всей области.

И обобщая, можно смело сказать, что дополнительное образование, это не только программно-методические комплексы, планы мероприятий и положения. Это в первую очередь особенные люди - умные, талантливые, творческие, те, на ком держится система дополнительного образования, те, которые умеют и любят работать с детьми, умеют их увлечь, заинтересовать и научить всему тому, чему когда-то научились сами.

Для гостей праздника выступали многочисленные творческие коллективы Детского музыкального театра, Центра дополнительного образования детей г. Вологды, Школы традиционной народной культуры. Песню из репертуара Владимира Высоцкого под гитару исполнил выпускник областной станции юных туристов, а ныне педагог дополнительного образования Регионального центра дополнительного образования детей, мастер спорта по спортивному туризму Дмитрий Владимирович Беляев, замечательные стихи о педагоге дополнительного образования прочел Владимир Анатольевич Слабодяник, методист Регионального центра. Стихи, посвященные педагогам, прочел и Юрий Всеволодович Загрядкин, с 1991 по 2011 год руководивший Детским музыкальным театром. Удивительное поздравление коллегам подготовили директора муниципальных учреждений дополнительного образования.

Очень символично, что в год 100-летия системы дополнительного образования детей было изготовлено 100 именных памятных сувениров «За верность профессии», которые были вручены участникам торжественного мероприятия - руководителям и педагогам учреждений дополнительного образования детей, долгие годы проработавшим в системе дополнительного образования детей Вологодской области.

Участники торжественного мероприятия вспомнили своих коллег, которых уже нет с нами:

Гали Ивановну Коркину,
Музу Вячеславовну Бересневу,
Юрия Сергеевича Широковского,
Марту Максимовну Степакову,
Зою Евгеньевну Поддубскую,
Владимира Константиновича Машанова,
Ирину Юрьевну Боброву,
Тамару Федоровну Савину
и десятки других педагогов, которых помнят и любят коллеги, воспитанники, помнят и уважают их целеустремленность, высокий профессионализм и беззаветную преданность своему делу и, конечно, детям.

После окончания официальной части мероприятия, в неформальной обстановке, за чашкой чая общение педагогов продолжилось, и они с удовольствием поделились своими воспоминаниями. Большое значение общению, обмену опытом придавала в своей работе Надежда Ивановна Глебова, директор сокольского Дома пионеров, а позже – Детского дома творчества:

- Сам Дом творчества у нас был небольшой, но детей в нем занималось много, много было филиалов – в каждой школе Сокола работали кружки, которые вели наши педагоги. Большой популярностью пользовался театральный кружок, который вела Маргарита Александровна Манова, через него прошли очень многие, здесь дети пробовали, находили себя, а затем находили себя в той или иной профессии. Двери Дома пионеров, Дома творчества всегда были открыты. Станция юных техников, юннатов – много было ставок педагогов, сейчас, подсократили, конечно, но работа продолжается.

Очень многое зависело и зависит от личности самого педагога… Как любили дети киностудию «Романтик», занятия в которой вел Юрий Дмитриевич Половников! Сколько детей прошли ее школу и стали первоклассными специалистами в своем деле! Валерий Тимошичев, Михаил Макаров, Андрей Шилов.

Мы ездили к коллегам, они приезжали к нам, мы обменивались опытом, старались просто делать свое дело, просто работать. Туризм у нас был очень развит, посмотрите, сколько сегодня педагогов-сокольчан продолжают обучать детей азам туризма, прививать любовь к родной природе, спорту: Татьяна Николаевна Багулина, Александр Сергеевич Мешалкин, Дмитрий Вадимирович Беляев и этот список можно продолжать!

Очень приятно, что наши воспитанники помнят своих педагогов и следуют тому, чему их научили.

Долгие годы работе с детьми посвятил и Валерий Николаевич Киселев, на протяжении десяти лет руководивший Сокольской детско-юношеской спортивной школой:

- Спортивная школа была создана в Соколе еще в 1953 году, я приехал в город в 1965, работал учителем в школе № 8, а в 1972 году меня назначили директором спортивной школы. Обновил весь состав тренеров, они пошли дальше, их воспитанники добились многого. Именно в то время в нашей ДЮСШ занималась Надежда Ряшкина, установившая мировой рекорд по легкой атлетике. В те годы в Соколе культивировалась легкая атлетика и лыжи. Задел был сделан хороший, школа и сегодня гремит в области.

А вот как ответили на вопрос «Что для них их работа?» руководители двух известных в области учреждений дополнительного образования: Александра Павловна Богданова, руководившая областной станции юннатов, и Алексей Николаевич Колобов, долгие годы возглавлявший коллектив Областной станции юных туристов.

- Я много где работала до станции юннатов, - вспоминает Александра Павловна, - была директором профтехучилища, чиновником, но станция юннатов – это жизнь, это, в первую очередь люди, которые самоотверженно работали, это замечательный коллектив. Там не было одиночек, все, что мы делали, мы делали все вместе. И такого коллектива я больше нигде не встречала, для меня станция юннатов – образец коллективной работы.

Многие школьники, которые занимались у нас, нашли свое призвание в отраслях, связанных с биологией, кто-то стал агрономом, кто-то врачом, они состоялись, как профессионалы. Юннатами в разные годы были и первый проректор ВоГУ, и один из заведующих районным управлением образования… Станция юннатов дала им необходимые знания, умения, стремление развиваться, учиться, добиваться поставленных целей.

- Что для меня станция юных туристов? Это была моя жизнь – отвечает Алексей Николаевич, - я начал заниматься на ней сам будучи школьником, затем работал уже студентом, вел кружки и по распределению, благодаря Милене Сергеевне, бывшей в то время директором, был направлен на станцию юных туристов. Видимо, она почувствовала во мне серьезного человека, который будет всем этим заниматься. Работал с 1985 года, прошел путь от педагога дополнительного образования до директора.

Вся жизнь: ни выходных, ни праздников, все отдавалось тому, чтобы развивались детские путешествия, спортивные путешествия, археология, исторические исследования, но так, чтобы все это проходило не в кабинете, а именно в путешествиях, в полевых условиях, чтобы ребята учились жить в природе, учились ее познавать, учились познавать себя.

На самой станции занимались от 600 и более детей. Была создана сеть кружков, которые работали в школах. Удалось серьезно развить систему в области, почти в каждом районе появилась целая сеть туристских кружков, проводились туристские слеты, в большинстве районов дети стали ходить в походы: пешеходные, водные, лыжные. И это были не однодневные вылазки, а походы на Урал, Кольский полуостров, Алтай, Саяны, Крым, Кавказ, Тянь-Шань. И одновременно развивались туристские соревнования: научили школьных учителей ставить дистанции, проходить сложные препятствия, чтобы уровень соревнований был высоким. Благодаря этой работе юные туристы неоднократно становились чемпионами России по разным видам туризма. И до сих пор спортивный туризм остается на высоте.

Сейчас я работаю в другой сфере, наверстываю упущенное, пытаюсь сам заниматься серьезным альпинизмом, поэтому держу себя в хорошей спортивной форме, активно путешествую и хотелось бы видеть в числе путешественников детей, молодежь, студентов, но складывается впечатление, что все сегодня, увы, сводится к бумажной работе.

Свою работу я, как руководитель, строил на том, чтобы дать студентам педагогических вузов, учителям вторую профессию, чтобы это им было подспорьем в развитии спортивного туризма, полевого краеведения. Кадры, воспитанные в те годы, еще остались…

Год 100-летия системы дополнительного образования подходит к концу, он, как, впрочем, и все другие годы в дополнительном образовании, был богат на интересные события и мероприятия, год уходит, наступает новый, а с ним приходят новые конкурсы и турниры, конференции и соревнования, открываются новые объединения, открываются новые имена. Жизнь, движение вперед, к новым горизонтам в дополнительном образовании продолжается!

Лариса Андрианова, методист АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей».

Татьяна Багулина, заместитель директора АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей».

Сергей Шадрунов, педагог-организатор АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей».

Фото Сергея Шадрунова.

ФОТОАЛЬБОМ.